dream_russo: (Default)
[personal profile] dream_russo
Ну что, настало время перековаться в ближневосточного аналитика :)

Итак, после "Алеппо за три дня" теперь случилась "Хама за три дня". Анклавы Растан и Телль-Бисе -- дело ближайшего времени.

8317696_1000.jpg
(upd: заявляют, что закрашенная красным на карте Саламия уже тоже пала)

И да, я не ошибся в названии поста, хотя в первые годы гражданской войны раскраска карты выглядела для режима Асада хуже нынешней.


Объясняю: тогда, в первой половине 2010х, и впрямь по всей стране вспыхивали восстания (включая даже боевые действия в нескольких километрах от дворца в Дамаске), но повстанцы были разъединены, грызлись между собой, не обладали должным боевым опытом, и т.п.

Первый областной центр, Ракку, асадисты потеряли только в конце 2013, причем он ещё и наименее важный из всех таких центров -- и к тому времени за лоялистов впряглась Хезболла. Второй центр (Идлиб) был потерян к 2015, но к тому времени за Асада впряглась уже и Россия (сначала финансовой помощью и поставками ГСМ/оружия, а вскоре и военной силой), появились иностранные шииты в товарных количествах, американцы начали выносить ИГИЛ, сам ИГИЛ начал воевать с "зеленой" оппозицией (причем в районе Алеппо лоялисты как минимум ситуативно с тем союзничали), и т.д., и т.п.

Сейчас же ребелы, а конкретно -- "правительство спасения"/ХТШ/ФНО/ССА, смогли взять под контроль четыре критически важных областных центра. Ещё пытаются наступать прямые прокси турков (т.н. "временное правительство"), хотя они выступают куда бледней: как я понимаю, вершина их успехов пока это захват полупустого Квейриса. Как бы то ни было, ситуация для Асада аховая.

Может возникнуть вопрос, почему лоялисты успешно наступали в Идлибе всего пять лет назад, а теперь бегут, сверкая тапками? Всё (относительно) просто. В 2019 наступление обеспечивались следующими факторами:
- Масштабное использование российской авиации. Против почти не имеющих ПЗРК ребелов она была в достаточной степени эффективна.
- Ещё более масштабное использование артиллерии.
- Большое количество по сути бесплатной бронетехники, в основном Т-55 и Т-62, но и Т-72Б и даже Т-90 у лоялов тоже были.
- Большое количество иностранного шиитского мяса из Ирака/Ирана/Йемена/Афганистана, которым продавливали оборону ребелов.
- Немалый контингент иностранных военспецов, в виде Хезболлы и в особенности Вагнера -- те обучали шиитское мясо и подпирали его сзади, поддерживали дисциплину известными методами, и, если надо, воевали в критически важных местах.

В принципе, из описания уже должно быть понятно, что пошло не так. Но разберём:
- Украинская война привела к тому, что российская авиация почти полностью занята на другом ТВД. Снарядов РФ нынче так не хватает, что приходится выпрашивать их у КНДР. Т-62 и даже Т-55 тоже нужны, для своих же мобиков.
- Даже если бы можно было что-то поставлять лоялам -- то с логистикой беда, проливы перекрыты Эрдоганом, плюс украинцы потопили/повредили больше половины БДК ЧФ, которые были становым хребтом "сирийского экспресса".
- Шиитское мясо в целом распустили по домам. Вместо него в армию Асада где-то с 2019 снова начали набирать суннитов, которые по определению ненадежный элемент. Собственно, и война-то гражданская началась в немалой степени потому, что сунниты (коих в стране ~80%) сильно не любят алавитское меньшинство, которое захватило власть много десятилетий назад (и конкретно город Хама тут обладает немалым символизмом ещё с 1982 года). Примерная аналогия: относятся сунниты к алавитам примерно так же, как глубинный народ Российской Империи относился к евреям 19-м веке.
- Хезболла очень сильно пострадала в войне с Израилем. И несмотря на вроде как заключенное перемирие, им наверняка страшно уводить большие силы из Ливана: а вдруг это перемирие внезапно закончится завтра, если Биби всё же решит зачищать их до Эль-Литани?
- С Вагнерами тоже всё ясно. Вместо них теперь в Сирии всем рулит МО РФ, эффективность понятна.

Плюс, и сами ребелы нынче уже не те:
- Они гораздо лучше экипированы (на видосах сплошной спицназ какой-то), и наверняка лучше обучены.
- Они в этот раз смогли лучше скоординировать свои действия, и прут на юг единым кулаком, не слишком отвлекаясь на грызню.
- Они явно учли уроки украинской войны, и применяют много дронов-камикадзе. Лоялисты оказались не готовы к такому, работы РЭБ не сильно заметно, и противодроновых обвесов на БТТ почти не видно. Отдельно доставляет то, что в десятых годах лоялисты любили обвешивать свои танки клетками против РПГ/ПТУРов, которые как раз помогли бы против дронов, но к нынешнему моменту их, похоже, поснимали. Фото ~2017 года:



Что будет дальше? Следующая очевидная цель для ребелов -- Хомс. Сил у ребелов немало, плюс к ним ещё и попало огромное количество трофеев (например, танков те захватили минимум сто тридцать, и эта цифра была подсчитана ещё до захвата Хамы).

Syrian_Civil_War_map_(November_29,_2024).svg.png

Если и Хомс падёт, то режиму Асада придется совсем туго: наземная связь Латакии и Тартуса -- прибрежных районов проживания алавитов -- с Дамаском будет перерезана, и снабжение повиснет на идущих из Ирака корованах, которые уже прямо сейчас время от времени стрейфят американцы на А-10, на транспортной авиации, ну и ещё на маршруте через Ливан, как уточняет коллега [livejournal.com profile] fat_yankey.

syria_road_map.gif

Что со всем-этим-всем будет в итоге я понятия не имею. Для России сирийская авантюра всегда была скорее делом престижа, так что видимо можно пояснить обществу, что не больно-то эта Сирия была нужна, да и свернуть удочки. Ну, несколько пострадают африканские дела -- Сирия это важный перевалочный пункт на пути туда -- но на фоне Украины это всё бирюльки. А вот для Ирана падение Асада, или точнее его бегство в Латакию и Тартус, где власть алавитов наверняка сохранится, будет катастрофой: разрушается шиитский "полумесяц", идущий до Средиземного моря. Так что можно ожидать срочной и массовой переброски шиитских милиций, а точнее, та уже началась. Своими ВС Иран вряд ли вмешается, ибо это уже чревато прямой войной с Израилем, но и этого я на 100% не исключаю.

Как бы то ни было -- из всех тамошних сторон мне по настоящему жаль лишь курдов, которые лишь хотят, чтобы их оставили в покое, а вот за всем остальным я буду наблюдать с ведром попкорна. Пандейское радио обрисовывало ситуацию в очень спокойных тонах и без всякого стеснения объявляло, что Пандею устроит любое развитие этого конфликта.

Date: 2024-12-05 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2024-12-05 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] breyers1.livejournal.com

Обвесы на танках заметны но их очень мало в процентном отношении.


Расслабились.

Date: 2024-12-05 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Да, поправил текст. Но их и впрямь очень мало.

(no subject)

From: [identity profile] van-wylen.livejournal.com - Date: 2024-12-05 07:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-05 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com

> Если и он падёт, то режиму Асада придется совсем туго: наземная связь Латакии (прибрежный район проживания алавитов) с Дамаском будет перерезано


Ну отчего же. Можно ходить через Ливан. Латакия-Тартус-Триполи-Бейрут-Дамаск.


> Для России сирийская авантюра всегда была скорее проектом престижа


Не проектом престижа, а точкой давления на "партнёров" (вроде их теперь стали называть "недружественные страны", но в начале сирийского проекта были именно "партнёры"). Также как Сахель.

Edited Date: 2024-12-05 07:30 pm (UTC)

Date: 2024-12-05 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Пожалуй можно, но Ливан это большая каша различных интересов, и следовательно большие риски в сравнении со снабжением по своей территории.

> Не проектом престижа, а точкой давления на "партнёров"

Одно другому не мешает.

Date: 2024-12-05 07:30 pm (UTC)

Date: 2024-12-05 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] chest-i-razym.livejournal.com
курды как и украинцы сделали страшнейшую ошибку, стали союзниками США. А там сплошные предатели.

Date: 2024-12-05 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
ТикАют лоялы, но ошибку с союзником допустили курды, ну-ну :)))

(no subject)

From: [identity profile] chest-i-razym.livejournal.com - Date: 2024-12-05 07:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2024-12-05 11:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 06:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chest-i-razym.livejournal.com - Date: 2024-12-06 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chest-i-razym.livejournal.com - Date: 2024-12-06 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jekals88.livejournal.com - Date: 2024-12-06 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chest-i-razym.livejournal.com - Date: 2024-12-06 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jekals88.livejournal.com - Date: 2024-12-07 08:45 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-05 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] lilibay.livejournal.com

Алавитов тоже жалко, курды, похоже отобьются, Ирану надо налаживать дружбу с курдами, движ Ирана к Средиземному морю никуда не денется, но акценты сменятся. Путину, да, пинок под зад такой чувствительный))

Edited Date: 2024-12-05 07:49 pm (UTC)

Date: 2024-12-05 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
> Алавитов тоже жалко

Ну не знаю, мне так себе. Хорошо, конечно, что они создали светскую диктатуру, а не религиозную, но зверств они всё равно натворили дай боже, да и несмотря на светскость с исламистами они вполне себе заигрывали — включая предоставление тому, что стало со временем ИГИЛом, баз в Сирии, когда аль-кайда воевала с американцами в Ираке. А отгеноцидить алавитов суннитам не выйдет, те по-любому удержатся в Латакии: их там большинство, и там горы и порты.

Если Асад будет сильно проигрывать, то я готов, конечно, болеть за него на полшишечки — Израилю куда выгоднее еле-еле удерживающий власть Асад, окруженный щелкающими пастями крокодилами, а не суннитский эмират — но именно что на полшишечки. Действительное сочувствие у меня в тамошней каше вызывают только курды, и я рад, что американцы по-полной вписались именно за них.
Edited Date: 2024-12-05 08:02 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] lilibay.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] van-wylen.livejournal.com - Date: 2024-12-05 09:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-05 09:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] van-wylen.livejournal.com - Date: 2024-12-05 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2024-12-05 11:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ben-huller.livejournal.com - Date: 2024-12-06 08:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-05 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
Надо сирийцам возвращаться к истокам. Разве что ещё курдам кусок выделить.

Date: 2024-12-05 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Да, возможно это налучший вариант.

Ирак тоже в своё время надо было на три части распилить без раскачки, эх.

(no subject)

From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com - Date: 2024-12-06 12:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lilibay.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lilibay.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-05 08:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waryag72.livejournal.com - Date: 2024-12-06 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lilibay.livejournal.com - Date: 2024-12-06 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2024-12-05 10:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 01:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ben-huller.livejournal.com - Date: 2024-12-06 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oleg rinchinov - Date: 2024-12-09 01:03 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-05 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal (https://www.livejournal.com/ratings/). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2024-12-05 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] anonymus.livejournal.com
Вряд-ли Израиль станет вмешиваться, он искренне желает победы (https://mignews.com/news/politic/chinovnik-izrailya-vozobnovlenie-boevyh-dejstvij-v-sirii-oslabit-obe-storony.html) обеим сторонам.

Date: 2024-12-05 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Ну не, иранских прокси НЛО всяко продолжат бомбить время от времени

(no subject)

From: [identity profile] anonymus.livejournal.com - Date: 2024-12-05 11:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 01:44 am (UTC) - Expand

Ага

From: [identity profile] saito-section-9.livejournal.com - Date: 2024-12-06 10:54 am (UTC) - Expand

Re: Ага

From: [identity profile] anonymus.livejournal.com - Date: 2024-12-06 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oleg rinchinov - Date: 2024-12-09 01:07 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-05 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] Карл Михельсон (from livejournal.com)
Image

Date: 2024-12-05 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vsatman888.livejournal.com
Тут напрашивается банальный вопрос : « и?”
Ибо 5 или сколько лет там назад была обычная для Блмжнего Востока страна смешанное население нескольких религий, во главе стоял «диктатор по наследству» с европе1ским образованием, не садист , не изверг, правил как его предшественники, но без фанатизма, где то воровали, где то по привычке ссорились с новоприбывшими евреями -израильтянами, захватившими часть страны, в общем хлеб растили , детишек рожали, более менее прогресс типа интернета и сотовой связи налаживали..

но где то там в Эуропах решили что местным нужна Демократия , одним местным мозги промыли, другим деньжат подкинули третьим патронов дали
Теперь не страна а поле боя, соседи типа Турции того и гляди кусок страны отхватят , по всей стране бегают солдаты , наемни4и и бандиты всех соседних и совсем дальних стран, местные , кто побогаче и пообразованне сбежал в Европу ..

Хуже только у Ливана который в моей молодости называли ближневосточной Швейцарией..

Кто ответит за это?

Date: 2024-12-05 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] fw-190c.livejournal.com

Каким боком Европа-то тут виновата?


Там больше всего русские, турки и иранцы намутили.

Edited Date: 2024-12-05 11:53 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 01:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsatman888.livejournal.com - Date: 2024-12-06 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fw-190c.livejournal.com - Date: 2024-12-06 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fw-190c.livejournal.com - Date: 2024-12-06 09:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsatman888.livejournal.com - Date: 2024-12-06 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oleg rinchinov - Date: 2024-12-09 01:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] breyers1.livejournal.com - Date: 2024-12-06 12:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfi.livejournal.com - Date: 2024-12-06 01:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com - Date: 2024-12-06 01:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misguard.livejournal.com - Date: 2024-12-15 02:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2024-12-06 04:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ben-huller.livejournal.com - Date: 2024-12-06 08:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-05 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] m-croc.livejournal.com

Просто Асад как был недобараном, что на вид, что в голове - так и остался.

Date: 2024-12-06 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Обидные вещи про льва сирийской пустыни говорите! Посмотрите, какой красавец! %)))

as2.jpg

as1.jpg

(no subject)

From: [identity profile] m-croc.livejournal.com - Date: 2024-12-06 03:13 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-06 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] СЕРГЕЙ ВАХТИН (from livejournal.com)

исправь ошибки

Date: 2024-12-06 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Какие?

Date: 2024-12-06 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com
из Идлиба, из Хамы ... из Латакии ;)

Date: 2024-12-06 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] kuzbass-oleg.livejournal.com

Говорила же одна ясновидящая "Ещё Сирия не пала" вот может и настал момент. Для нас там очень всё хорошо заканчивалось.

Date: 2024-12-06 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] stepanovstan.livejournal.com

Опять бегут сирийские солдаты.

Date: 2024-12-06 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] vbogat.livejournal.com

На великого северного стратИга уже надежды нет???

Date: 2024-12-06 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dreamswimer.livejournal.com
Курдам как-то надо какое-то объединенное правительство себе нарисовать... Или уже есть?

Date: 2024-12-06 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com

Не знаю, но по-моему нету.

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2024-12-06 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dreamswimer.livejournal.com - Date: 2024-12-07 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugene-gu.livejournal.com - Date: 2024-12-07 07:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-07 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lameduck33.livejournal.com

Автор рад ситуации. Русофоб - бандеровец?

Date: 2024-12-07 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] zmeis.livejournal.com
Терпи.

Date: 2024-12-07 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lameduck33.livejournal.com

Автору ближе бармалеи, чем Ассад.

Date: 2024-12-09 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com

По-русски правильно: Асад. С одной "с".


Хотя, этого лузера можно и Ассад уже называть, наверное. От слова "ass".

Date: 2024-12-08 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] zahack.livejournal.com

Этот пост очень быстро состарился, лол.

Date: 2024-12-08 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com
Ага! :)))

Но в главном я был прав — армия Асада говно, ну а иранцы просто не поспели за развитием событий

Date: 2024-12-08 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] geralt.livejournal.com
Прошло три дня...

Date: 2024-12-09 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhnenko.livejournal.com

Дамаск-за-две-недели

(no subject)

From: [identity profile] geralt.livejournal.com - Date: 2024-12-09 05:55 pm (UTC) - Expand

Profile

dream_russo: (Default)
dream_russo

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
2223 2425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2026 12:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios